Страна—символ электромобильности финансирует переход на нулевой выхлоп, продавая нефть остальному миру: тут знают, что без льгот процесс сильно замедлится.
Норвегия здесь — Норвегия там: когда речь заходит об экологии и мобильности, скандинавская страна обязательно упоминается в качестве самого яркого примера. Цифры и в самом деле впечатляют: четыре из десяти продаваемых здесь автомобилей снабжены кабелем для зарядки от электросети. Всего же в 2017 году здесь реализовали более 62 000 чистых электрокаров (лидер — VW e-Golf с долей рынка 10,7%) и подзаряжаемых гибридов (лидер — Mitsubishi Outlander PHEV, 6,5%).
Это очень много для региона с годовым объемом в 160 000 новых машин. Не помешало результатам и скандальное падение продаж электрокаров в I квартале 2017-го. Молодцы норвежцы. И молодцы те, кто еще в 90-х годах начал строить политику льгот, чтобы сделать покупку электромобиля более выгодной, чем приобретение традиционного автомобиля. По данным Норвежской Ассоциации электротранспорта, уже упомянутый электрический Golf обойдется на 3000 евро дешевле, чем его собрат с бензиновым мотором 1.0 TSI. Плюс к этому владельцы электромобилей платят пониженный транспортный налог, получают право бесплатного проезда там, где остальные должны платить дань дорожникам, имеют доступ к выделенным полосам, пользуются бесплатной зарядкой и так далее.
Такая правительственная щедрость основана на самом богатом в мире королевском фонде (в прошлом году его капитализация превысила триллион долларов), накопившем такие деньги за счет продажи нефти (да-да, нефти!) странам, которым меньше повезло с полезными ископаемыми. Норвегия не только главный добытчик черного золота Западной Европы (на ее долю приходится 52% экспорта). Эта страна может использовать невероятный гидроэлектрический потенциал. Это значит, что для пяти миллионов норвежцев и политиков, что управляют страной, быть в экотренде легче, чем другим. Стоит упомянуть, что недавно Государственный пенсионный фонд Норвегии принял решение меньше вкладывать в нефть и газ, отдавая предпочтение экологии. Однако рано или поздно покупатели электрокаров должны будут начать обходиться без льгот.
Хотя Tesla tax (так здесь называют налог на электромобили), введение которого обсуждалось осенью, пока что решили отложить. Чтобы оставаться в тренде, норвежцы требуют разработки моделей, способных возить их в горы вдали от столицы. Ведь именно в Осло пока сконцентрирован практически весь парк автомобилей с нулевым выхлопом.
В 2017 году доля продаж автомобилей с кабелем зарядки составила 40%. В отличие от других стран в Норвегии именно чистые электрокары первыми начали завоевывать популярность благодаря мерам поддержки, запущенным еще в 90-х годах. Их доля увеличилась с 1,5% в 2011 году до 20,1% в прошлом. Гибриды plug-in начали распространяться лишь в 2015 году (5,2%). В 2017-м их доля составила 18,4% (источник: EAFO).
На данный момент в Европейской обсерватории альтернативного топлива (EAFO) насчитали в Норвегии больше 10 000 точек зарядки, из которых только 2000 работают на высоком напряжении. Кроме того, зарядные станции сконцентрированы по большей части в Осло — за пределами столицы зарядиться не так просто.