В том, как у нас водят машину, отражается само общество и его эгоизм. Пора податься в хиппи и рассмотреть альтернативную философию… Враг моего врага – мой друг. Интересно… Выходит, таксист, который дико разозлил меня вчера, на самом деле мой лучший друг. Пусть он ненавидел мотоциклистов, а я иногда – один из них. Мотоциклисты ненавидят водителей, водители автобусов ненавидят таксистов, велосипедисты ненавидят всех, и это взаимно, скажем честно. Пешеходы ненавидят автомобили, и все ненавидят эти велоповозки с туристами, а водители фургончиков ненавидят пешеходов.
А их ненавидят водители грузовиков, и в свою очередь даже сквозь тонны груза в кузове чувствуют раскаленную волну ненависти, исходящую от скутериста. А ведь мы все заняты одним и тем же – куда-нибудь едем. И у нас есть общие враги, гораздо более опасные, чем раззява-водятел. Это те, кто пилит бюджеты, предназначенные для ремонта и строительства дорог, гаишники-вымогатели, всякие мигалки на черных лимузинах, извраты с платными дорогами и выделенными полосами. Вы знаете, о ком я. Это настоящие Силы Тьмы, и они подкрадутся и задавят нас, пока мы препираемся и собачимся. Они – среди нас, и однажды они придут за тобой. Но никто не поможет, потому что ты никому не помогал…
Я начинаю думать, что дороги – модель всего общества. Требования участников дорожного движения очень разные, инфраструктура и дорожная система неадекватны. Но если мы будем выезжать на дороги с терпимостью и доброй волей, то великое искусство доброжелательности возвестит конец войны, голода и мора. И тут мне вспомнилась Индия. Больше всего Индия пугала нас не местью за Ганди, а манерой езды, которая, скажем честно, скорее напоминает фристайл. Но я с радостью сообщаю вам, что в Индии водят, как они сказали бы, самым превосходным образом. Давайте вернемся ненадолго к моему понятию христианского смирения на дороге, которое так до конца и не поняли. В первых исследованиях я выяснил, что даже если ты ведешь машину как конченый отморозок, доедешь не быстрее, чем если подставишь другую щеку. Итак: всегда пропускайте, всегда оставляйте место, чтобы люди могли перестроиться. Джереми сейчас скажет, что так ты будешь вечно плестись в хвосте и ехать невероятно долго. Но если так будут делать все? Ведь тебя тогда тоже будут везде пропускать. Средняя скорость в больших городах обычно не превышает 13-18 км/ч. На самом деле – либо гонишь, либо торчишь в пробке. Если же соблюдать христианские правила поведения, то я считаю, что средняя скорость будет довольно низкой – 50 км/ч в городе, но стабильной. Но как провести этот эксперимент?
Оказывается, он уже многие годы идет в Индии, где в вождении практикуется принцип индуизма. С элементами мусульманской, сикхской, джайнистской, буддистской, христианской и зороастрийской философий – кто уж там и во что верит, не важно. Зато, кажется, это работает. Правила такие: кто едет впереди, тот и прав, и твоя обязанность заявить о себе сигналом. “Впереди” означает, что если автомобиль рядом опережает тебя хотя бы на пару сантиметров, то ты должен пропустить его, дать перестроиться.
Как бы ты ни погорячился со своим маневром, тебя пропустят. Никто не хочет попасть в аварию. Если европеец будет жать на сигнал и биться в пароксизме негодования, то индийский водитель грузовика просто пропустит. А потом и его пропустят. Тем из нас, кто избалован стройной системой правил и обычаев, это покажется безумием. Но добрая воля человека и здравый смысл разруливают поток без всяких ПДД. Именно это имел в виду конструктор ракетно-космической техники Вернер фон Браун, когда говорил, что человеческий мозг – лучший в мире компьютер. И единственный, который в массовых количествах может производить совершенно необученный персонал.